Антиквариат: надежное вложение денег

Последние хищения из Эрмитажа резко увеличили интерес к теме антиквариата в России. Даже те, кто был максимально далек от этой сферы, вдруг заинтересовались миром старинных и ценных предметов.

Причин тому огромное множество. Это и рост цен на нефть, который всегда способствует росту интереса к старинным предметам искусства, и погоня за Западом, ведь в Европе и США коллекционирование антиквариата давно стало серьезным бизнесом. Это и общее оздоровление экономической ситуации в стране: появляется больше свободных денег, которые можно куда-то вложить. А антиквариат — это солидно и надежно.

Пример россиянам подают сильные мира сего. Все помнят, как в 2004 году председатель совета директоров компании «Ренова» олигарх Виктор Вексельберг приобрел у семьи Форбс коллекцию произведений Фаберже. Эта покупка до сих пор остается крупнейшей сделкой с российскими произведениями искусства в истории антикварного бизнеса.

Считается, что антиквариат — надежное вложение денег. При правильном подходе инвестиции в предметы антиквариата приносят 20-30% годовых. К тому же вложение денег в старинные ценности, пожалуй, единственный вид инвестиций, приносящий не только гарантированное моральное удовлетворение в виде высокой доходности от вклада, но и наслаждение от обладания прекрасными произведениями искусства.

В России сейчас наблюдается антикварный бум. Коллекционеров и дилеров становится все больше. Не упускают из виду рост рынка и российские банки: в последнее время они все чаще предлагают VIP-клиентам услуги по инвестированию в искусство. Тем не менее российский рынок антиквариата находится пока в стадии становления.

С точки зрения организованности антикварного рынка Россию пока нельзя назвать продвинутой страной: аукционных домов — самой высшей ступени иерархии антикварных дилеров — в России единицы, зарегистрированных организаций разного рода (магазины, салоны, галереи) — около 400. Существуют еще несколько тысяч (оценки расходятся) частных дилеров, которые покупают и продают предметы искусства и старины. Разумеется, в Европе организованных структур на порядок больше.

Кроме того, набирающая популярность и прибыльная отрасль имеет очень слабый уровень государственного регулирования. Так, ввоз предметов искусства в страну с целью дальнейшей коммерческой реализации облагается несоразмерными налогами — до 30% (для сравнения: аналогичный налог в Великобритании колеблется около 5%), так что легально вывезти из России предметы искусства вообще очень сложно. До тех пор, пока не будет принят необходимый свод законов, будет широко распространена коррупция, сдерживающая рынок. Впрочем, есть и некоторые легальные выходы из сложившейся ситуации: например, предметы искусства моложе 50 лет (так называемого законного антикварного возраста) свободно можно вывозить куда угодно. Соответственно, у этой категории большой ценовой потенциал.

«Российский арт-рынок — самый молодой из тех, что входят в европейскую часть континента. Он еще во многом не отрегулирован, но быстрыми темпами подбирается к западному уровню. Впрочем, многие проблемы — таможенные пошлины, сложности с оформлением при ввозе и т.д. — еще только предстоит решить. Сейчас в рамках институциональной реформы госсектора идёт разработка документов по регламентации деятельности экспертов — аттестации экспертов, обеспечения экспертизы культурных ценностей для временного вывоза их за рубеж, на выставки и т.д. Мы активно участвуем в обсуждениях, но конкретных результатов все еще нет», — говорит Юлия Прогонова, эксперт аукционного дома «Гелос».

Если говорить о последних тенденциях российского и московского рынков антиквариата, то, во-первых, российские ценители начали активно скупать по всему миру предметы русского происхождения по достаточно высоким ценам. Сейчас предметы, созданные когда-то в России, произведения искусства российских мастеров особенно ценятся на родине и потому активно возвращаются в страну. Во-вторых, в последние несколько лет опытные коллекционеры начали обращать внимание на качественные западные предметы антиквариата, созданные известными авторами. Покупательная способность в России растет, а предметов искусства мало. В-третьих, эксперты отмечают, что быстрее всего дорожают раритетные экземпляры из наиболее высокой ценовой категории, а антиквариат из низкой и средней категорий растет в цене медленно.

Что же сейчас предпочитают ценители антиквариата?

«Самым большим спросом пользуется качественная живопись. Очень перспективно развивается направление фотографии. Не салонной, а скорее сюжетной, своего рода «отражение истории». Активно растет ценообразование на лаковую миниатюру (Федоскино, Мстера). Также популярно и выгодно вкладывать средства в нумизматику — старинные монеты, пожалуй, самый компактный, весьма выгодный и даже, можно сказать, «близкий по духу» способ инвестирования», — комментирует Юлия Прогонова.

Есть и довольно экзотические для отрасли направления, скажем, рынок антикварных автомобилей, также стремительно набирающий силу в России.

С чего же стоит начинать тому, кто решил собирать предметы искусства? Есть ли какие-то границы по финансовым вложениям?

«Как таковой официально установленной минимальной квоты не существует, просто необходимо понимать, что на большее вложение последует и большая отдача, — говорит Юлия Прогонова. — Если говорить о сроках, то при отсутствии обстоятельств, когда необходимо в ускоренном порядке высвободить средства, в качестве времени инвестирования целесообразно рассматривать период более двух лет. При правильном подходе это обеспечит прирост в размере 20-30% годовых. А с чего начать? К сожалению, на рынке довольно много подделок, поэтому лучше проконсультироваться с экспертом известного аукционного дома или просто хорошо известным на рынке человеком».

Коллекционеры, как правило, проходят несколько этапов. Первый этап — накопительный, когда человек только начинает формировать отношение к своей коллекции. Ему приходится сталкиваться с завышенными ценами, некачественными предметами. На втором этапе человек приобретает знания, советуется с консультантами, избавляется от ненужных предметов, повышает общее качество коллекции. На этом этапе издаются каталоги, проводятся выставки.

Как видно, в России, и особенно в Москве, существует множество возможностей для того, чтобы попробовать на практике, что же такое антиквариат. Однако практически все эксперты сходятся на одном: финансы финансами, а без любви к искусству настоящим коллекционером стать невозможно.

Мы ответили на Ваш вопрос?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *