Модульность в архитектуре разных стран

В Японии, в стране самой замечательной и самой функциональной архитектуры, в течение многих веков пользуются своеобразным модулором — татами. Татами — циновка, которая в прошлом служила кроватью. Приведенная в соответствие с размерами самого рослого японского человека, она вскоре стала применяться в качестве модуля в строительстве.

Модульность в архитектуре разных стран

Здания возводились соответственно этому модулю (комната в три татами, дом в двадцать четыре татами и т. д.). Татами, поставленный в вертикальное положение, является идеальным размером дверного проема. По материалам сайта blockstroi.ru — два или три поставленных рядом татами составляют идеальный размер раздвижной двери, выходящей в сад. Благодаря этому модулю все японские дома из дерева и картона легко изготовлять на заводе.

Именно поэтому в стране, где свирепствуют тайфуны, наводнения и землетрясения, в стране, которая почти полностью выгорела в прошлую войну, мы сегодня видим архитектуру столь же прекрасную, что и в XVII в., так как восстановление разрушенных сооружений с применением элементов, стандартизированных еще 300 лет назад, осуществляется легко и быстро.

Модуляция татами, продиктованная человеческими размерами, придает японским постройкам хорошие пропорции.

В СССР стандартизация в жилищном строительстве достигала в 1947 г. 25%, в 1948 г. 60%, а в будущем она должна достигнуть 100%.

Со времени окончания войны до 1950 г. Англия ассигновала 30 млн. фунтов стерлингов на работы по изучению новых методов строительства. Там даже начали осуществлять заводское изготовление домов из стали, но опыт этот потерпел неудачу, потому что английская промышленность не была подготовлена к подобной индустриализации жилищного строительства.

Модульность в архитектуре разных стран

Наиболее выдающиеся достижения в этой области принадлежат США, где созданы жилые дома для рабочих, которые изготовляются на заводах. Такие дома доставляются на грузовиках в нужное место и собираются за несколько дней. Наименьший из этих домов включает гостиную, спальню, кухню и ванную комнату. Основной упрек, который можно сделать в отношении стандартизации, — это частая повторяемость одинаковых построек. По этому поводу мы приведем выдержку из статьи Андре Лабарта, опубликованной им после поездки в США в 1946 г., в газете «Франс-Су-ар» (24.12.1946).

В статье «Дома заводского изготовления не похожи друг на друга» Андре Лабарт ссылался на Нормана Бич Гиддиса, который разработал «27 элементов, при применении которых можно добиваться разнообразных решений. При помощи этих элементов можно создать 11 разных типов домов. Целесообразно продуманная архитектура может быть оригинальной».

По поводу антипатии архитекторов-консерваторов к заводскому изготовлению зданий можно сослаться на пример аптекарей, которые с таким же рвением протестовали против достижения фармацевтов, создавших своеобразное стандартизированное производство лекарств для лечения стандартных болезней. В наши дни аптекари вполне примирились со своей новой ролью распределителей стандартной продукции.

Что же касается эстетики, то мы ограничимся лишь напоминанием, что одно из самых замечательных произведений народной архитектуры — традиционный японский жилой дом — является продуктом стандартизированных предварительно изготовленных элементов.

Принцип серийной повторяемости элементов послужил основой для создания во Франции ряда замечательных композиций: улица Риволи (архитекторы Персье и Фонтен, 1807 г.), ансамбль площади Вогезов в Париже, здания Версальского дворца.

Мы ответили на Ваш вопрос?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *